Роль маркетинга в России

11.08.2016 22:05

На сегодняшний день в сознании российских производителей и продавцов начинает укореняться идея о том, что маркетинг – это неотъемлемая часть любой сферы деятельности. Однако так было не всегда. Еще совсем недавно маркетингу в России отводилась второстепенная роль. Считалось, что расходы, предназначенные на маркетинг, целесообразнее потратить на что-либо еще.

Маркетинг представляет собой деятельность по выявлению потребностей людей и удовлетворению их наилучшим образом в сравнении с конкурентами. Его сущность сводится к тому, чтобы заранее выяснить, что же хочет клиент, а уже потом предложить ему товар. Кроме того, предложение должно быть наиболее выгодным и иметь определенные конкурентные преимущества. Маркетинговая среда в России не была столь благоприятна по нескольким причинам:

  • Во-первых, не так давно в России существовал «валовой» подход к маркетингу. Сейчас же все чаще используется дифференцированный подход;
  • Во-вторых, стране была свойственная монополия рынка. В связи, с диктатом производителя необходимости в маркетинге просто не существовало. Оно и понятно, зачем выявлять потребности, если в виду дефицита выбора, потребитель все равно будет приобретать ту или иную продукцию;
  • В-третьих, распространению маркетинга мешали психологические барьеры. Россияне традиционно привыкли «жить под крыло государства», получая квартиры, субсидии и так далее. Именно во власти государства было право выбора, что производить и в каких количествах. Потребитель не определял спрос. Потребитель довольствовался тем, что ему предлагали;
  • В-четвертых, в России сильно была развита коррупция и криминальные структуры в целом;
  • В-пятых, это непонимание важности маркетинговых исследований. Руководители предприятий осознавали тот факт, что проводить исследования – это дорогое удовольствие и, поэтому, не желали попросту растрачивать свои средства.

В отличие от Российских предприятий, зарубежные фирмы рьяно используют маркетинговые стратегии. Консерватизм и неполное осознание значения маркетинговой науки часто мешают руководителям видеть выгоду в маркетинге. Сегодня ситуация на рынке коренным образом изменилась. Возникновение рыночных отношений и повышение роли нововведений сыграли свою роль. В сознании многих предпринимателей упрочнился тот факт, что мало, просто создать продукт, необходимо, чтобы этот продукт был востребован.